Новости и публикации
ПРАВА И ГАРАНТИИ МОРЯКОВ

Всё чаще в СМИ появляется информация о компаниях, которые обещают моряку трудоустройство и не выполняют обещаний. Для большей убедительности прикрываясь именем какого-нибудь известного судовладельца,  мошенники ищут моряков, просят определенную сумму за содействие в решении вопроса связанного с подписанием контракта и даже предлагают конкретное судно в конкретном порту. Однако, в реальности оказывается,  что компания не имеет никакого отношения к именитому клиенту, да и к морскому трудоустройству в общем.

Моряк обращается в компанию, получает консультацию, содержание которой состоит не столько в реальном оказании правовой помощи в сфере трудоустройства, а преподносится как некая очень сложная и продолжительная процедура, которую самостоятельно не пройти.

Моряки также должны понимать, что далеко не все крюинговые компании соответствуют международным стандартам, имеют настоящих клиентов за границей, для которых они осуществляют сервис посредничества в трудоустройстве.  И, как следствие часто появляются мошенники, которые недобросовестно забирают деньги у моряка, а потом исчезают.

Первые шаги, которые моряк должен при первичном общении с работодателем сделать:

          1. Необходимо уточнить есть ли у компании лицензия Минсоцполитики или Государственного Центра Занятости Украины, которую должны получать крюинговые компании на осуществление посредничества в трудоустройстве на работу за границей;

          2. Есть ли у них сертификат образца MLC, 2006  на предоставление таких услуг. Потому что компании-судовладельцы, которые нанимают крюинговые агентства, требуют от своих бранчей в Украине наличие подобного Сертификата; 

          3. Если предлагают контракт на большие деньги очень быстро, т.е. сегодня нужно подписать контракт и сегодня же уйти в рейс, при этом оплатив какую-то сумму наличными. Это тоже должно насторожить, потому как в серьезных компаниях подобные процессы готовятся заранее;

         4. Также необходимо понимать, что наличие контракта и коллективного договора на судне - тоже очень важный момент. Если представитель крюинговой компании не может предоставить нормальный контракт и не знает, что такое коллективный договор, то, скорее всего, вы тоже имеете дело с мошенниками. 

До подписания контракта о найме моряк должен внимательно изучить его положения

В соответствии со ст. 21 КЗоТ Украины трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации либо уполномоченным им органом или физическим лицом, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с соблюдением внутреннего трудового распорядка, а собственник предприятия, учреждения, организации либо уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.

Коллективный  договор− это соглашение, заключенное между работодателем и одним или несколькими профсоюзами, представляющими группу работников. Он включает в себя все условия труда этих работников и охватывает такие вопросы, как заработная плата, рабочее время, выходные дни, права и льготы, компенсационные выплаты, охрана труда, отпуск, а также то, как должны разрешаться споры, возникающие во время работы.

Прежде чем подписать контракт, предлагаем наиболее важные его условия, на которые нужно обратить внимание:

1.      Контракт со стороны судовладельца должен быть подписан уполномоченным лицом и скреплен печатью;

2.      Виды работы и размер зарплаты;

3.      Срок действия контракта;

4.      Рабочее время, сверхурочные часы;

5.      Выплаты в связи с заболеваниями, травмами, утратой трудоспособности и смертью.

Работая в сфере оказания юридических услуг морякам, мы регулярно встречаемся с ситуациями, когда уходящий в рейс моряк, а также члены его семьи не знают своих прав. С последствиями такового незнания и своей невнимательности они сталкиваются, как правило, когда их права уже нарушены и для их защиты требуется значительное время, усилия и финансы.

Кубинец Василий Васильевич, 

Управляющий партнер Юридической компании «SeP&P»